Профсоюзное движение судостроителей уходит своими корнями в начало 20-го века.
Осенью 1905 года в ходе всероссийской стачки было организовано 40 профсоюзов, один из них – профсоюз портовых и кораблестроительных рабочих, который стал прообразом профсоюза судостроения. Решение о создании профсоюза было принято на общем собрании портовых и кораблестроительных рабочих, которое состоялось в Петербурге 11 ноября (24 ноября по новому стилю) 1905 года. Основу профсоюза составляли рабочие «Нового адмиралтейства», Балтийского и Путиловского заводов, Невской судоверфи и др. Требования, выдвигаемые профсоюзами того периода были как экономические: 8-часовой рабочий день, улучшение условий быта и труда, увеличение зарплаты, отмены штрафов так и политические: свобода слова, печати, митингов, собраний и т.д.
В марте 1906 года в России был издан первый закон о профсоюзах, что способствовало дальнейшему объединению работников по профессиональному признаку для отстаивания своих прав и интересов. Уже в апреле 1906 года в Москве и Санкт-Петербурге возникли общие городские Союзы металлистов, объединявшие работников связанных с обработкой металла. Организационно профсоюз металлистов оформился только в январе 1918 года на Всероссийском учредительном съезде металлистов. В то время это был самый крупный профсоюз, в который входили и рабочие судостроительных верфей страны. Возглавлял его долгое время И.И. Лепсе.
За почти вековой промежуток времени профсоюз претерпел несколько реорганизаций и реформирований. Аналогичные преобразования происходили на региональном уровне.
14 октября 1944 года был организован профсоюзный комитет Беломорской Военной Флотилии, объединивший профсоюзные организации предприятий, частей и учреждений БВФ и работавший на правах областного комитета профсоюза.
В 1956 году профсоюзный комитет Постановлением Президиума ЦК профсоюза рабочих транспортного и тяжелого машиностроения (судостроители относились к данному профсоюзу) был переименован в Архангельский комитет Военно-Морского Флота. Позднее, постановлением Президиума Архангельского областного Совета профсоюзов (ныне ФПАО) от 28 ноября 1957 года был образован Архангельский областной комитет профсоюза рабочих машиностроения с передачей в его профобслуживание всех предприятий судостроительной и машиностроительной промышленности, организаций ВМФ.
Только на VII съезде профсоюза рабочих машиностроения 17 декабря 1965 года было принято решение о разделении на два самостоятельных профсоюза: профсоюз рабочих машиностроения и профсоюз рабочих судостроительной промышленности СССР.
2 февраля 1966 года решением Президиума ЦК профсоюза создан Архангельский обком профсоюза рабочих судостроительной промышленности с профобслуживанием профорганизаций Министерства судостроительной промышленности и организаций ВМФ, находящихся на территории Архангельской области и объединявших более 70 тысяч членов профсоюза. С этой даты ведёт отсчет своей деятельности областная профсоюзная организация судостроителей. Первым председателем обкома профсоюза был Спиринцев Василий Ефимович.
До конца 1972 года обком профсоюза располагался в Соломбале г. Архангельска, с марта 1973 года и по настоящее время по адресу: г. Северодвинск, пр. Ленина, 36.
Материал подготовлен на основе исторических справок Архангельского и Ленинградского областных комитетов профсоюза